Представь, ты кладешь в рисовый пудинг ложку варенья и размешиваешь. Получаются такие розовые спирали, как след от метеора в атласе по билеты в театр музкомедии спб. Но если помешать в обратном направлении, снова в варенье они не превратятся.

Пудингу совершенно все равно, в какую сторону ты крутишь, он розовеет и розовеет — как ни в чем не бывало. Скептически отношусь к любым рейтингам и хрестоматиям, но «Аркадия» Тома Стоппарда, по моему убеждению — важнейшая пьеса последней четверти 20-го века. Причем у автора не самая знаменитая — далеко до «Розенкранца и Гильденстерна» — и даже технически не самая изощренная — по сравнению с «Изобретением любви» или хотя бы с ранней «Травести». Однако в «Аркадии» идеально соединилось и оформилось так много, насколько это возможно в пьесе, созданной на исходе тысячелетия. 25 лет — более сложно и совершенно устроенного театрального текста с тех пор, насколько я знаю, не создано. Как водится, многие «большие любители искусства» не успели и услышать о нем — остается им посочувствовать. Правда, часть создателей постановки «скинулась», заказала на собственный счет видеозапись, и когда, надеюсь, она будет смонтирована, телеверсию предполагается выложить в интернет, в свободный доступ.

Мы — путники, которые должны удерживать весь свой скарб в руках. Выроним — подберут те, кто идет следом. Наш путь долог, а жизнь коротка. И на этой дороге скапливается весь скарб человечества. Все потерянные пьесы Софокла обнаружатся — до последнего слова. Или будут написаны заново, на другом языке. Люди снова откроют древние способы исцеления недугов.